Фотоальбом

Часовня св. Стефана в Валь Веноста

5
SM-A217F
Запустить слайдшоу

Это была моя вторая попытка посетить часовню св. Стефана. В прошлом году поездка не задалась. Камнем преткновения стало расписание: часовня открыта всего 1,5 часа в неделю. Многообещающая приписка о том, что за дополнительную плату часовню могут открыть и во внеурочное время, не сработала.

В этом году время на посещение немного увеличили (с 1,5 до 2,5 часов) и я решила, что надо съездить. Пока южнотирольское лето (с мая по ноябрь) ещё не кончилось, пока часовню не закрыли на зиму, нужно её посмотреть. В искусствоведческих справочниках она значится как «Сикстинская капелла Южного Тироля». Грех местному гиду такого не увидеть воочию.

Вот только, как до часовни добираться нигде написано не было. Для Южного Тироля, с его трепетным отношением к туризму, это обстоятельство настораживало.

Но Google уверенно показывал, что знает как туда идти. Ну, почти знает... Песледних 100 м были обозначены точками.  Что это значит, я догадывалась..

Так и вышло. В конце гугловского маршрута я стояла на берегу реки, а на противоположном, на утёсе-часовня. «Видит око, зуб неймёт», — классика. Ни указателей, ни дорожек, ни мостиков.

Ну, ладно. Руководствуясь принципом, «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет», пошла вокруг утёса. Для начала хорошо бы найти переправу. Первая увиденная представляла собой накиданные в реку палеты. Лежали они неплотно друг к другу. Середину реки нужно было переходить по валунам. Решила пойти дальше. Быть такого не может, чтобы не было моста. Наверху, помимо часовни, жилой замок.

И правда, метров этак через 700 наконец-то нашёлся типовой для данной местности деревянный мост.

На противоположном берегу в гору вела хорошо утоптанная тропинка, но указатели по-прежнему отсутствовали.

Минут через 5 подъёма встретился первый человек. Да, всё правильно, — тропинка выведет меня к часовне. «Она ещё открыта», — подбодрил он.

Мимо руин крепости Унтермонтан, мимо обитаемого, но закрытого для посещения, замка Обермонтан. До закрытия часовни оставалось 40 минут — несмотря на подъем пришлось прибавить шагу.

Возле часовни стоял в полном одиночестве смотритель. Мы обрадовались друг другу как два родных, наконец-то встретившихся, человека.

Солнце уже готово было скрыться за окрестными горами. В голове молоточками стучали оставшиеся минуты из пресловутого расписания. Я даже не стала фотографировать часовню снаружи. Быстрее во внутрь, пока не стало темно.

Смотритель, тем временем, задавал наводящие вопросы. Узнав, что я русская, удивился. До часовни доходят в лучшем случае местные и туристы-немцы, остановившиеся в близлежащих гостиницах. Рекорд посещаемости — 10 человек в день. Ну, что ж. Будем работать на улучшение показателей. Я уже в прошлом году была готова. У меня и группа набралась из коллег по курсу Austria Guide в Инсбруке.

Часовня св. Стефана была построена из того, что осталось от её предшественницы. Войны между швейцарцами и Габсбургами сильно затронули Валь Веносту. В начале 15 века часовню отстроили и заново украсили фресками. На северной стене и в алтарной зоне-фрески ломбардской школы 1430 года. На южной и западной-швабской 1487 года.

Роспись в алтарной нише. Апостолы.
Роспись в алтарной нише. Апостолы.
Вид на окрестности
Вид на окрестности
С окрестных гор Валь Веноста выглядит причудливо расчерченной на прямоугольники, трапеции, клинья. Это яблоневые сады. Выращивают в основном сорт Голден. И это несмотря на то, что он считается немодным, вышедшим у потребителя из спроса. Более шустрые жители долин к югу от Валь Веносты уже давно повырубали Голден и заменили его на Пинк леди, Топаз и Канци. Местные же упорствуют и держатся за старый добрый Голден в надежде, что вкусы снова поменяются и вот тогда-то они и утрут нос своим насмешникам, считающих их костными, прилежными, но туповатыми, раз не могут во-время подстроиться под конъюктуру.
Руины сторожевой крепости рыцарей-разбойников
Руины сторожевой крепости рыцарей-разбойников
"Высоко сижу--далёко гляжу", -- важная часть разбойничьей стратегии. Купцов надо было увидеть загодя и тотчас же спешить с горы в долину. Как говорится, "Время--деньги".
Вожделенный мостик, который пришлось поискать
Вожделенный мостик, который пришлось поискать
Тропинка, ведущая к часовне
Тропинка, ведущая к часовне
В сухую погоду и в ботинках с рефленной подошвой -- вполне себе ок. Уже потом узнала, что тропинка выглядит такой проторённой благодаря маунтбайкерам. В округе это их любимая трасса.
Сцена из жития св. Стефана
Сцена из жития св. Стефана
Если верить художнику, то св. Стефан обладал завидной выдержкой. Мы видим как он сидит нога на ногу и проповедует, глядя на то как "паства" собирает камни, чтобы его побить.
Св.Антоний
Св.Антоний
Основатель монашества со своим неизменным иконографическим спутником--свиньей. Свинья получилась у художника мелкой, но злобной, больше похожей на волка.
Апостолы
Апостолы
Над росписью часовни работали как минимум два мастера. Тот, чью работу вы видите, использует сдержанную палитру цветов (охра, белила, уголь, драгоценный лазурит). Позы апостолов и выражения их лиц лишены чрезмерной экспрессии, но хорошо передают характер. Мы видим, что это единомышленники, продолжатели дела, заповедованного им Христом. Композиционно это достигается тем, что апостолы сидят в полуразвороте друг к другу, между ними нет разделяющего пространства. Их руки взаимонаправлены. Их одежды с обильными V-образными складками перекрывают друг друга. Особенно мне нравится молодой Иоанн с его копной длинных каштановых волос и заведенной за ухо прядью. Позади Иоанна иерусалимский крест. Ключ на поясе у ап. Петра маленький, что можно считать намёком на скромные размеры райского чертога и ограниченное к-во мест в нём.
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Мария выглядит грустной и усталой. Это не субтильная девочка-куколка. Мы видим зрелую, крепкую женщину в драгоценном синем плаще и собранном складками белом платье. На голове накидка, прикрывающая распущенные волосы. Три волхва (у католиков они считаются тремя святыми королями) подносят Богу-младенцу свои дары. Самый старший преклонил колени и обнажил в знак почтения голову. Средний снимает свой головной убор. Третий ещё в короне и вытягивает шею, чтобы из-за спин своих спутников лучше рассмотреть Христа. Сзади них седовласый Иосиф с прутиком в руке. Он только что пригнал вола и осла. Три ангела кое-как примостились под стрехой и поют славу.
Фрагмент фрески
Фрагмент фрески "Поклонение волхвов"
На белом осле, на женский манер, едет обезьянка. Довольно крупно и несколько в стороне от прочих персонажей (погонщика и содат), изображены рыцари. Скорее всего, это заказчики убранства--хозяева близлежайшего замка. Лица волевые и без всякой тени радости или умиления при виде Бога-младенца. Взгляд г-на, стоящего к зрителю в анфас, оценивающий и настороженный. Второго--обывательско-наблюдательный.
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Народу изображено много и, большей частью, это военные. Библейских пастухов, которые по зову ангела первые пришли поклониться Иисусу я не вижу.
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Свита 3-х святых королей. Судя по богатым одеждам--знать или купцы.
Роспись стрельчатого свода над алтарём
Роспись стрельчатого свода над алтарём
Богоматерь с младенцем и ангелами. Чёрные крылья ангелов выглядят несколько зловеще. Но думаю, что в первоначальном варианте они были серебряными, со временем серебро окислилось и потемнело. Господь-Вседержитель в мандоле, контур которой выглядит ученически-неровным и напоминает сердечко. Очевидно, дорисовали позднее. Рука явно не одного и того же мастера. На боковых сводах--четыре евангелиста и их символы: Орёл -- Иоанн. Телец -- Лука. Лев -- Марк. Ангел -- Матфей. Это т.н. тетраморф -- четыре апокалиптических существа. Лицо Марии нежное и сосредоточенное. На ней богатая филигранная корона. Образ младенца проанализировать сложно, надо снимать на хорошую камеру, а не на мобильник. Не очень мне понятно, что там с ручками-ножками. Да и цветочки вокруг Марии хотелось бы рассмотреть по-подробнее. Как правило, они имеют свою символическую нагрузку.
Господь-вседержитель и прославляющие его ангелы
Господь-вседержитель и прославляющие его ангелы
Сразу вспомнился 150 псалом: Хвалите Г-да с небес, хвалите Его свыше. Хвалите Его звуком трубным. Хвалите Его на струнах и органе.
Мадонна с младенцем и арка с изображениями святых
Мадонна с младенцем и арка с изображениями святых
Утыканного с ног до головы стрелами, легко узнать. Это св. Себастьян--защитник от чумы и всяческих напастей. А вот второй, водружающий себе на голову корону,--скорее всего, Карл Великий. Место, где находится часовня, в 8-9 вв. была пограничным владением франков. Отсюда они совершали свои походы на лангобардов и отбивались от баюваров, предшественников современных баварцев. В 20 км к югу находилась точка, в которой клиньями сходились владения трёх германских народов. Там на протяжении десятков лет шли сражения. До сих пор по названиям населенных пунктов можно достаточно точно определить какой народ их основал. Например, места, где находится часовня звучат на франкский манер: Монтан, Мортер, Мартель. У обоих, и у Себястьяна и у Карла, на щеке тёмные треугольники -- чумные бубоны.
Осада Кёльна
Осада Кёльна
Так художник изобразил гуннов: в латах и с арбалетами.
Св. Георгий
Св. Георгий
Убивает редкостного, енотовидной породы дракона.
Св. Алексий
Св. Алексий
Важный в Альпах святой, защитник от землятресений, оползней и лавин
Страсти Христовы
Страсти Христовы
Я думаю, что вы уже и без меня догадались, что это другой художник. Швабская школа. Более яркие цвета, больше движения. Персонажи-мучители, как и полагается, отвратительного вида но с хорошей балетной выворотностью.
Тайная вечеря. Моление о чаше. Суд у Пилата. Бичевание.
Тайная вечеря. Моление о чаше. Суд у Пилата. Бичевание.
Посмотрите, как изменились складки и как удлинились фигуры. Если у более раннего художника ломбардской школы пейзаж не играл особой роли и был написан, судя по крупным мазкам, шваброй, то швабскому художнику каждый листочек у одиноко стоящего дерева и каждый шов в напольной кладке кажется важным. Все детали выписаны аккуратно и тщательно.
Распятие. Три Марии. Иоанн и Симон Киринеянин
Распятие. Три Марии. Иоанн и Симон Киринеянин
Помните, как представлял себе Марию ломбардский художник? С распущеными и лишь отчасти прикрытыми покрывалом волосами. С несколько отстраненным, но твёрдым взглядом. Взгляните теперь на Марию возле распятия. Она плотно "упакована" в свои одежды. У её спутниц закрыты не только волосы, но и подбородки. Глаза опущены, вид покорный. Св. Иоанн с алтарных фресок понравился, по всей видимости, не только мне. Швабский художник изобразил апостола в своей манере, но явно позаимствовал образ у своего коллеги из Ломбардии.
Кадило. Сосуды с вином и елеем. Псалтырь и Евангелие. Кувшин и полотенце для омовения рук.
Кадило. Сосуды с вином и елеем. Псалтырь и Евангелие. Кувшин и полотенце для омовения рук.
Граффити
Граффити
Синдрому "Здесь был Вася" подвластны практически все. Вот и Альбрехт Дюрер по пути в Венецию не преминул оставить свой автограф.
Апокалипсис
Апокалипсис
Справа от Христа-судьи -- праведники, слева -- грешники. Множество процарапанных имён и с той, и с другой стороны. Типичное обывательство: себя любимого -- в рай, соседа и его корову -- в ад.
Сцена апокалипсиса
Сцена апокалипсиса
Геена огненная
Геена огненная
Прообраз современного мусоросжигательного завода -- на входе винтовой нож-измельчитель и уже потом -- горнило.
Комментарии к альбому
[ 0,07626 ] / [ 87 ] / [ 0,04885 ]